Всё об аккумуляторах

Главная » Всё об аккумуляторах

   

   

     Типы аккумуляторов:

    Современные аккумуляторы бывают двух типов: малообслуживаемые и необслуживаемые.

    Малообслуживаемые аккумуляторы нечасто, но все же требуют периодической проверки уровня электролита, вторые обходятся без какого либо ухода - нередко в них даже не делают пробок. Данные особенности - следствие различий материалов, из которых изготовлены электроды аккумуляторов. Для этих целей используется свинец с небольшой примесью сурьмы. Такой сплав позволяет создавать надежные прочные пластины электродов, но приводит к "выпариванию" воды.

    Их основные достоинства - это доступная цена и высокая надежность: они не боятся глубоких и длительных разрядок, нетребовательны к процессу зарядки и относительно легко переносят повышенное напряжение в сети автомобиля - необходимо лишь своевременно доливать воду, не допуская падения уровня электролита ниже верхних кромок пластин.

    Необслуживаемые аккумуляторы делятся на два класса: кальциевые и гибридные.

    Электроды кальциевых батарей изготавливаются из свинцово-кальциевого сплава с добавками олова, алюминия и редко серебра.

    Гибридные аккумуляторы несколько иные - кальций содержится там только в отрицательных электродах, а положительные делаются из свинца с небольшой долей сурьмы. Применение кальция позволяет значительно сократить испарение электролита и довести срок службы гибридных аккумуляторов до 5, а кальциевых - до 7 лет.

    По сравнению с малообслуживаемыми батареям у необслуживаемых аккумуляторов саморазряд в 1,5-2 раза медленнее.

    Следует помнить! Кальциевый аккумулятор плохо "переносит" глубокий разряд. Достаточно несколько раз полностью его разрядить, чтобы на положительных пластинах электродов началось образование сульфата кальция и аккумулятор начал резко терять емкость.

 

Маркировка аккумуляторов

 

    На аккумуляторные батареи наносятся обозначения, позволяющие определить их основные параметры, необходимые для выбора: емкость, ток холодного запуска, тип корпуса и т.д. 

    Маркировка аккумуляторов делится на две группы:

  • маркировка согласно ГОСТ (ГОСТ 959-2002 действует на данный момент);
  • маркировка согласно DIN.

    По стандарту ГОСТ маркировка батареи 6СТ-55АЗ дает покупателю следующую информацию: 

6 - число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, характеризующих ее номинальное напряжением (12В); 
СТ - назначение батареи по функциональному признаку (СТартерная); 
55 - номинальная емкость в Ампер-часах; 
А – общая крышка, З – залитая электролитом и полностью заряженная.

 

    В нормативных документах на батареи конкретных типов допускается (при необходимости) указывать дополнительные обозначения. 

    По стандарту DIN маркировка состоит из 3-х групп цифр:

В 1-ых трех цифрах зашифрована емкость батареи;

Во 2-ых трех цифрах зашифрованы конструкционные особенности;

В 3-их трех цифрах зашифрована величина пускового тока.

    Маркировка 574 012 068 дает следующую информацию: 

5 - цифра, показывающая «порядок» значения емкости (5 - до 100 А*час, 6 - от 100 до 200 А*час, 7 - свыше 200 А*час); 
74 - емкость 74 Ампер*часа; 
012 - заводское обозначение типа корпуса, из которого следуют габариты корпуса, тип крепления, расположение выводов; 
068 - ток пуска 680 Ампер по стандарту EN. 

    Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости. 
    Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.

 

    Установка аккумулятора на автомобиль

 

    Перед установкой батареи на автомобиль с нее обязательно нужно полностью удалить полиэтиленовую заводскую пленку (упаковку). Газоотводные отверстия должны быть открытыми. Следует обратить внимание на правильность подключения аккумуляторной батареи. Клеммы АКБ желательно зачистить и после закрепления смазать. Это необходимо для предохранения контактов от попадания влаги и окисления места контактов. Это касается силовых проводов с медными (а не свинцовыми) наконечниками.

    Очень важно уделить внимание соединительным проводам. Клеммы необходимо зачистить не только со стороны аккумулятора. Место, куда крепится массовый провод (-) надо также тщательно зачистить от краски, масла и грязи. Контакт затянуть достаточно туго и на АКБ и на стартёре. Невнимание к проводам и контактам при установке аккумулятора может "заявить о себе" зимой при минусовой температуре.

    АКБ должна стоять на своём месте жёстко. "Движение" её в крепёжных элементах недопустимо. Дополнительная вибрация скажется на долговечности батареи т.к. осыпание пластин в секциях чаще всего происходит именно из-за вибрации.

    Обратите внимание, что на многих автомобилях батарея стоит довольно близко к выпускному коллектору - т.е. летом ей будет "жарко", а это для батареи очень плохо! На "правильных" машинах предусмотрена термоизоляция АКБ от двигателя.

 

    Советы по эксплуатации аккумулятора

 

    Чтобы аккумулятор служил долго нужно знать несколько простых правил по его эксплуатации и хранению.

    Важно знать, что высокие пусковые токи АКБ влияют только на надежность запуска двигателя. Стартерные аккумуляторные батареи имеют различную величину пусковых токов в зависимости от исполнения, но при этом напряжением 12 В. Поэтому на электрооборудование автомобиля повышенные токи не оказывают негативного влияния. Вывести же из строя электрооборудование (при этом только стартер) может запуск двигателя аккумулятором напряжением, например, 24 В.

    Можно на автомобиль устанавливать батарею большей емкости чем рекомендованная заводом-изготовителем, но только если в этом есть необходимость. Например, установлено дополнительное электрооборудование или автомобиль используется в условиях экстремально низких температур.

    Новый аккумулятор можно установить на автомобиль сразу после покупки, если вольтметр показывает ЭДС не меньше 12,6 В. Плотность не ниже 1,26 гр/см3 и уровень электролита над пластинами составляет 10-15 мм. Если указанные параметры ниже, то необходимо зарядить аккумулятор и откорректировать показатели.

    Чтобы избежать разрядки и выхода из строя аккумулятора нужно проверять уровень электролита в нем: в жаркое время года – не реже 1 раза в месяц, в остальное время – 1 раз в течение 2-3 месяцев.

 

    Что следует знать при эксплуатации АКБ в зимнее время.

 

    В зимнее время рекомендуют применять аккумуляторы с более высокими пусковыми токами т.к. холодный пуск двигателя имеет следующие особенности:

1. Стартеру требуется больше времени чтоб прокрутить двигатель, так как сопротивление холодного двигателя в зимнее время увеличивается в 2,5-3 раза. А значит, от АКБ требуется отдача большей мощности и энергии.

2. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем выше вязкость электролита и внутреннее сопротивление батареи. Поэтому для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо выбирать ту АКБ, которая при одних и тех же габаритных размерах имеет максимально высокие токи холодной прокрутки.

 

    Если при запуске двигателя в зимнее время аккумулятор разрядился в «ноль», то необходимо зарядить аккумулятор от стационарного зарядного устройства, но не позднее чем через 2-3 дня после глубокого разряда батареи.

    Очень важно не допускать замерзания электролита, а в холодную зиму такая ситуация возможна. При разряде АКБ снижается плотность электролита, то есть уменьшается удельное количество серной кислоты, содержащейся в растворе электролита, и образуется вода. Чем глубже разряд батареи, тем выше отрицательная температура, при которой может замерзнуть электролит. Например, при плотности 1,11 г/см3 электролит замерзнет уже при -7 °С, а при плотности 1,27 г/см3 - только при -58 °С.

    Если, все-таки, электролит замерз, то восстановить работоспособность аккумулятора можно, но все зависит от степени замерзания. Если батарея замерзла не на весь объем, и не деформировался корпус, то ее можно восстановить. Нужно при комнатной температуре полностью растопить лед и только потом следует зарядить АКБ.

    Многие автолюбители сетуют на «качество» аккумулятора, когда пуск двигателя в зимнее время затрудняется. Но пуск двигателя зависит не только от АКБ - помимо технических характеристик и степени заряженности батареи, пуск двигателя зависит от следующих факторов:

- от состояния электропроводки и электрооборудования автомобиля;

- от состояния свечей;

- от состояния топливной системы и качества топлива;

- от качества масла;

- от опыта водителя.

    В зимний период рекомендуем снимать батарею с автомобиля. Аккумулятор нужно полностью зарядить. Желательно каждые 3 месяца проверять плотность электролита и при необходимости производить подзарядку, такие меры значительно снизят скорость коррозии пластин.

 

    Что влияет на срок службы АКБ:

- интенсивность эксплуатации (чем выше интенсивность, тем меньше срок службы);

- регулярность контроля батареи (проверка плотности и уровня электролита);

- исправность электрооборудования;

- температурные условия окружающей среды (экстремально низкие и высокие температуры снижают срок службы батареи).

    Различные аккумуляторы имеют разный срок хранения без подзаряда:

- Кальциевые (Ca/Ca) – от 8 - 12 месяцев;

- Гибридные (Ca/Sb) – от 5 - 8 месяцев;

- Малосурьмяные (Sb/Sb) – от 3 - 5 месяцев.

    ВАЖНО: При хранении нельзя сливать электролит! Аккумулятор должен быть заряжен! Чем ниже температура окружающей среды, тем дольше срок хранения.

 

    На современных АКБ можно увидеть «глазок» индикатор, который показывает плотность электролита только в одной из 6 банок. Поэтому, для получения полной информации о состоянии АКБ, проверять плотность необходимо во всех шести банках, так как показатели в них могут значительно различаться. Глазок-индикатор, является всего лишь дополнительной опцией, привлекательной для покупателей и не несет дополнительных преимуществ для батареи. Показания индикатора не являются точными, но они позволяют приблизительно определить состояние батареи.

 

    АКБ содержат внутри химически-активную среду и при неправильной эксплуатации могут взорваться. Эксплуатация батарей в режиме перезаряда, может стать причиной скопления под крышкой АКБ гремучей газовой смеси, являющейся результатом разложения воды на кислород и водород. При попадании в аккумулятор или газоотводящий канал искры или открытого пламени происходит взрыв гремучей смеси. Спровоцировать взрыв могут и искрение электропроводки или полюсных клемм, и близко поднесенная сигарета, и пламя зажженной спички. Для снижения риска взрыва по этой причине, некоторые производители в конструкции АКБ применяют фильтры - пламегасители.

    Пламегаситель представляет собой прессованную таблетку из мелкодисперсного специального полипропилена. Величина пор рассчитана таким образом, что газ (смесь кислорода и водорода) при возникновении избыточного давления в батарее, выходит отдельными порциями.

    Фильтры также препятствует проникновению открытого огня вовнутрь аккумулятора, что предотвращает взрыв.

п
о
д
б
о
р

ш
и
н

и

д
и
с
к
о
в