Вес (от 3.9 до 30.0 кг)
Масса колесного диска. Данный параметр является очень важным при выборе колесного диска, поскольку увеличение массы колеса ведет к увеличению неподресоренной массы. Это в свою очередь приводит к увеличению нагрузки на подвеску, а также ухудшению динамики автомобиля, поскольку двигателю приходится раскручивать более тяжелое колесо.
Вылет (ET) (от -70.0 до 163.0 мм)
Для каждой модели автомобиля вылет подбирается производителем индивидуально так, чтобы машина была устойчива на поворотах и надежно управляема.
Вылет диска ET – это расстояние от центра диска до посадочной плоскости крепления диска к ступице колеса.
Вылет бывает положительный, нулевой и отрицательный. Положительный вылет говорит о том, что середина колеса находится ПОЗАДИ привалочной плоскости, отрицательный, что ВПЕРЕДИ, а НУЛЕВОЙ – об их совпадении. При отрицательном значении вылета перед его величиной ставят знак «-». Если ваш автомобиль предназначен для колес с отрицательным вылетом, есть возможность установить диски с вылетом положительным.
Параметры вылета строго регламентируются заводом – производителем и жёстко связаны с кинематикой подвески. Разброс значения ET на литых и кованных дисках по различным заводам изготовителям может отличаться на несколько миллиметров (до 6 мм, а то и более) в зависимости от используемых литейных форм, либо штампа фирмы изготовителя диска. При его изменении резко изменяются нагрузки. Колесо начинает действовать как рычаг, что особенно сильно проявляется в поворотах, когда возрастают динамические нагрузки. Это связано с тем, что заложенное производителем соотношение «линия поворота – центр колеса» нарушается, в результате чего возникает отрицательное или положительное плечо обката. Его влияние заключается в том, что возникает дополнительный момент, который необходимо компенсировать рулевым колесом. Итог – тяжёлый руль и непредсказуемость в поворотах. Износ подвески и ускоренный износ шин.
Для каждой марки автомобиля рекомендуют оптимальное значение вылета. Наиболее известные маркировки этого показателя - Offset, Et и Deport.
Диаметр обода
Монтажный диаметр обода колесного диска, измеренный в дюймах. Рекомендованные диаметры дисков для вашего автомобиля можно найти в прилагающейся к нему документации. Если шины и диски приобретаются отдельно, то необходимо учитывать, что диаметр обода диска должен совпадать с монтажным диаметром шины.
Диаметр расположения отверстий
PCD (Pitch Circle Diameter) — диаметр окружности, условно проведенной через центры крепежных болтов (гаек), и LZ - их количество для диска. Необходимо точно подбирать типоразмер диска под типоразмер ступицы вашего автомобиля. При несовпадении диаметров расположения крепежных отверстий диск будет зафиксирован недостаточно надежно.
Диаметр центрального отверстия(от 0.0 до 716 мм)
Диаметр центрального отверстия под ступицу. Подбирается в зависимости от размера ступиц вашего автомобиля. Возможен вариант, когда диаметр центрального отверстия диска превышает диаметр ступицы. В таком случае для монтажа и балансировки используются дополнительные переходные кольца. Если же размер отверстия меньше размера ступицы, то установка дисков становится невозможной.
Количество крепежных отверстий
Количество крепежных отверстий на колесном диске. Большинство дисков имеет от трех до девяти отверстий для крепления. Этот параметр напрямую зависит от конструкции и типоразмера ступиц вашего автомобиля. Т.е. если ступица 4/100 (четыре отверстия), то и приобретаемый диск также должен иметь четыре крепежных отверстия, расположенных на окружности диаметром 100 мм.
Тип
Тип колесных дисков. Современные диски по технологии изготовления делятся на четыре типа: штампованные, литые, кованые, сборные.
Наиболее дешевым вариантом являются штампованные стальные диски. Они представляют собой обод с приваренной к нему "тарелкой". Большинство автомобилей, сходящих с конвейеров заводов, комплектуются как раз такими дисками. Преимуществами являются невысокая стоимость и возможность восстановления после повреждения, т.к. при ударе такие диски мнутся, а не лопаются. К недостаткам можно отнести большую массу и низкую коррозийную стойкость. Кроме того, такая методика производства не позволяет создать разнообразные дизайнерские решения.
Применение для производства дисков легких сплавов (на основе алюминия, магния и титана) позволяет уменьшить вес неподрессоренных деталей машины, что приводит к снижению износа деталей подвески и повышению плавности хода. Существует два способа изготовления легкосплавных дисков: литье и ковка.
Литые диски имеют зернистую внутреннюю структуру и при их эксплуатации возможно образование невидимых микротрещин. Из-за этого при сильном ударе диск раскалывается на несколько частей. Для сохранения внешнего вида таких дисков требуется особая защита поверхности от окисления. Преимуществами являются практически неограниченное количество вариантов дизайна, а также отсутствие отходов при производстве.
Кованые диски имеют многослойную волокнистую внутреннюю структуру, которая обусловливает высокую прочность и жесткость конструкции, а также высокую коррозийную стойкость. Они более безопасны, чем литые, т.к. при ударе гнутся без образования трещин. Технология производства накладывает ограничения на дизайн кованых дисков, а высокая стоимость не позволяет им вытеснить другие типы дисков с рынка.
К отдельному типу относятся сборные диски. Это возможность совместить достоинства литых и кованых дисков в одном. Например, когда обод изготавливается методом ковки, а диск путем литья. Их соединяют между собой титановыми болтами. При повреждении возможна замена отдельных частей диска, но, как правило, стоимость ремонта приближается к стоимости нового колеса. Сборные диски имеют крайне высокую стоимость и считаются наиболее престижными.
Цвет
Цвет внешней стороны колесных дисков. Большинство стальных дисков имеют черный цвет, а легкосплавных - серебристый. Однако для имиджевых моделей автомобилей, где важна каждая деталь, выпускаются красные, зеленые, белые, синие и другие диски. Некоторые сервис-центры предлагают услуги по окрашиванию дисков, так что при желании цвет можно изменить уже после покупки.
Ширина обода
Ширина обода колесного диска, измеренная в дюймах.
Большинство дисков имеет ширину 3,5-7 дюймов, но спортивные и внедорожные машины могут иметь и более широкие диски.
Если шины и диски приобретаются отдельно, то необходимо учитывать, что ширина обода диска должна быть меньше ширины профиля шины на 25-30%. Приведенное правило следует использовать только в том случае, если вы не знаете рекомендованные производителем автомобиля параметры колесных дисков.
Соответственно, всегда стоит помнить, что использование автомобиля наиболее безопасно только в том случае, если на него установлены диски, параметры которых соответствуют рекомендованным производителем вашего автомобиля.